Профессиональное мнение - ГБУ ЦППМСП м.р. БОРСКИЙ

Title
Перейти к контенту
Профессиональное мнение
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.


В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных не игровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание.
 
Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика.

В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики идет с опорой на навыки и умения, которые были заложены в предыдущих возрастных периодах. У дошкольника активно развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, определяющие общее развитие и формирование моторики.
Для развития мелкой моторики руки используются:
· специальные занятия (лепка, аппликация, рисование, конструирование);
· игры и упражнения, направленные на развитие мелких движений, доведенных до автоматизма.

Первой продуктивной деятельностью ребёнка является изобразительная деятельность. Возникновение этой деятельности тесно связано у ребёнка с восприятием предметов и явлений окружающего мира. При рисовании у ребёнка развиваются все психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь; сенсорное восприятие: цвет, форма, величина; мелкая моторика, зрительно-двигательная координация.

Сенсорная интеграция (СИ) – это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний. Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т.п. – это может говорить о нарушении сенсорных процессов.


Рисование для детей с 2 до 3 лет – это занимательная игра. Малыш открывает для себя новые краски мира, изучает линии и формы, экспериментирует с цветами. Чем раньше кроха откроет для себя мир творчества – тем лучше. Рисование оказывает большое влияние на эмоциональное и интеллектуальное состояние малыша, не говоря о развитии мелкой моторики. С помощью творчества малыш осваивает новые «инструменты» познания мира: карандаши, мелки, кисточки.

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Одни считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Для дошкольника игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. Дидактическая игра дает возможность решать различные задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения этих задач.
В течение первых месяцев при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры. Первым таким этапом является ознакомительная игра (с 3-4 месяцев до полугода). Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослыми, обследуя свойства и качества предмета, игрушки. В процессе самостоятельных манипуляций с игрушкой ребенок познает ее свойства. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребенка: тянется к погремушке, захватывает ее, рассматривает, стучит по краю манежа, бросает за бортик манежа, слушает, как она загремела и т.д.

Многие родители начинают бить тревогу, замечая, что их ребенок плохо различает цвета или постоянно путает один с другим. Иногда за этими переживаниями кроется реальная проблема, но чаще всего оказывается, что ребенок просто не успел запомнить все названия оттенков. Почти все малыши с раннего возраста замечают различия между цветами. Но только когда карапуз учится говорить, он начинает заучивать слова, которые обозначают те или иные оттенки. Полностью же освоить палитру малыш сможет, когда дорастет до определенного интеллектуального уровня. При помощи игр можно познакомить ребенка с основными цветами - красный, синий, желтый, зеленый и разнообразными оттенками.

У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за пространственную ориентацию. Мы воспринимаем пространство благодаря взаимодействию зрения, слуха и осязания. Поэтому способность ориентироваться у ребенка развивается постепенно, по мере обогащения его чувственного опыта и расширения знаний об окружающем мире. Чем раньше мы начнем знакомить ребенка с пространственными понятиями, тем легче и быстрее он сможет освоить эту непростую науку. А помогут в этом простые советы, веселые игры и упражнения.

В последнее время написано немало книг и пособий о мелкой моторике. И это не случайно. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигается достаточной точности. Другими словами можно сказать, что формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Развитие мелкой моторики рук имеет важное значение в процессе развития ребенка: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность.
 
Математическая грамотность является одним из направлений функциональной грамотности. Изучение математики способствует развитию памяти, речи, воображения; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Как же обучить ребенка счету? Обучение счету нужно начинать в очень раннем возрасте, даже если, кажется, что ребенок ничего не понимает. У него на подсознательном уровне уже появляется основа к изучению математики.  Также необходимо подумать над тем, какую ситуацию выбрать, чтобы обратить внимание ребенка, а далее следует кропотливая и терпеливая работа.   Конечно не сразу, но со временем желаемый результат будет очень заметный.

Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук. Так, на основе  обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.         
Казалось бы, умение одеваться – несложный навык, но у некоторых детей одевание вызывает проблемы. Начинать   учить ребенка одеваться самостоятельно следует с двух-трех лет. Два года – замечательный возраст для обучения самостоятельности. Скоро ребенку предстоит пережить кризис 3-х летнего возраста, который по-другому можно назвать «Я сам». А в 2 года малыша вообще не нужно заставлять что-либо делать самостоятельно – он только к этому стремится, настойчиво отстаивая свое право делать все без вашей помощи.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, которую получает ребенок, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.  

Как воспитать в ребенке помощника?
Многие родители привыкли, что дети устраивают дома беспорядок, раскидывают игрушки и не дают спокойно заняться домашними делами. Ребенок устраивает беспорядок с целью обратить на себя внимание, ведь он уже тоже взрослый и может выполнять работу по дому, он очень хочет, чтобы родители это заметили. Стоит всего лишь сменить тактику поведения, и вы не узнаете своего ребенка.Есть только один путь воспитать в детях чувство ответственности: им надо дать понять, что у каждого члена семьи должны быть свои домашние обязанности.

Внимание и любовь – самое драгоценное, что могут родители подарить своему ребенку.  Игры с детьми – это залог хороших взаимоотношений. Любая мама мечтает, чтобы в доме, хоть на полчаса, воцарились тишина и спокойствие.  Проще всего включить ребенку телевизор или компьютер, только это не самый лучший выход.
 Фантазия взрослых почему-то исчерпывается, а дети не хотят играть сами.

В первые 3 года жизни идет бурное развитие малыша и чем лучше он научится понимать и воспринимать все, что его окружает, тем выше будут его интеллектуальные способности и легче даваться обучение в саду и школе. Развитие детей – занятие увлекательное как для малыша, так и для мамы. Главное – помнить о правилах безопасности и внимательно следить за малышом во время игр, тогда занятия пройдут интересно, весело и с пользой.


Как научить ребенка пользоваться ножницами
Использование ножниц требует от ребенка особенных умений и навыков. Для малыша может быть весьма сложным   задание вырезать что-либо, поскольку ему приходится использовать все пальчики руки не синхронно.



Конструирование из строительного материала
В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работой сознания. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата ребенок может воздействовать на мир, познавая законы его развития. Конструирование из строительного материала  является ценным воспитательным средством, оказывая положительное влияние на всестороннее развитие детей.
ГБУ ЦППМСП м.р. Борский © 2018. Все права защищены.
Изготовление сайтов panffilov
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому